28.05.10
Правила эксплуатации электродвигателей
Текущее состояние электрических двигателей должно полностью обеспечивать их надежную работу при запуске, а также в тормозном и рабочих режимах.
Электрические двигатели, а также электроприводы, которые приводят их в действие, должны иметь на своем корпусе стрелки, указывающие направление их вращения. Помимо этого, на пусковых устройствах, а также на самих электродвигателях должны быть нанесены надписи с наименованием механизма или машины, к которому они относятся. Надписи выполняются с учетом требований Правил технической эксплуатации.
Большинство механизмов выполняют свои функции лишь при определенном направлении вращения. Именно по этой причине направление вращения вала электродвигателя должно согласовываться с направлением вращения привода.
Давление охладительного контура (корпуса электрического двигателя, воздуховодов, заслонок) должно периодически проверяться обслуживающим персоналом.
Продуваемые электродвигатели, которые устанавливаются в помещениях с повышенной влажностью и пыльных помещениях, должны в обязательном порядке иметь подвод к ним чистого воздуха для охлаждения. Это требование необходимо для предотвращения от интенсивного увлажнения и загрязнения активных частей электродвигателей. Изоляция обмоток статора в первую очередь подвергается опасному влиянию увлажненной и загрязненной среды. Условия охлаждения электродвигателя резко ухудшаются после попадания в него пыли. Это, в свою очередь, приводит к повышенному нагреву, который ускоряет старение изоляции. Увлажнение электродвигателя снижает его электрическую прочность, после чего может произойти пробой изоляции. В связи с этим, нормальные условия для нормальной работы продуваемых электродвигателей важен подвод чистого охлаждающего воздуха через воздуховоды.
Самозапуск электродвигателей у ответственных механизмов при перерыве в питании электростанции, продолжительность которого до 2,5 секунд, должен обеспечиваться.
Допускается повторный запуск электродвигателя ответственного механизма, который был отключен в результате срабатывания защиты, у которого нет резервного электродвигателя, после внешнего осмотра. Главный энергетик предприятия должен утверждать перечень ответственных механизмов.
Самозапуск необходим для восстановления нормального режима работы электродвигателей в том случае, когда был кратковременный перерыв в их электропитании, который может произойти вследствие короткого замыкания во внешней сети, отключения рабочего источника питания и т. д. Вследствие прекращения питания электродвигателей происходит их остановка, т. е. снижение их частоты вращения. От продолжительности перерыва в электропитании зависит возможность самозапуска. Чем больше перерыв в электропитании, тем больше останавливаются электродвигатели, соответственно становится меньше частота их вращения. В свою очередь, чем ниже частота вращения электродвигателей в момент, когда восстанавливается электропитание – тем больше суммарный ток электродвигателей, которые самозапускаются. Суммарный ток самозапускающихся электродвигателей в свою очередь увеличивает падение напряжения в питающей сети, и уменьшает начальное напряжение во время самозапуска, что влечет за собой увеличение времени разгона электродвигателей и, соответственно, восстановление производительности механизмов.
Электродвигатели, которые находятся в резерве длительное время, должны проходить осмотр их крепления, качественно ли выполнены электромонтажные работы (надежность соединений питающих кабелей и т. п.), а также должны проходить пробные запуски механизмов по утвержденному графику. От готовности к работе и состояния резервных электродвигателей во многом зависит бесперебойная работа важных агрегатов оборудования. Резервные электродвигатели должны рассматриваться как работающие.
Дежурный персонал цеха, который обслуживает механизмы, осуществляет надзор за вибрацией электродвигателей, нагрузкой, температурой охлаждающего воздуха и подшипников, операции по запуску и остановке электродвигателей, уход за устройствами подвода воды и воздуха для охлаждения обмоток, а также уход за подшипниками – поддержание уровня масла.
вернуться назад
|